ХРОНИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ АВГУСТ 2023
Аннотация
28 июня Госдума приняла закон о мониторинге вечной мерзлоты
Поправки к закону «О недрах» прекратят практику «спящих» лицензий на геологоразведку
18 июля Комитет рекомендовал ко второму чтению законопроект по совершенствованию системы ликвидации объектов накопленного вреда
В России появится единая комплексная система мониторинга окружающей среды
Развитие геологоразведки ускорит импортозамещение дефицитного сырья
22 мая Комитет Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды провел экспертный совет на тему повышения эффективности геологоразведочных работ по твердым полезным ископаемым. В современных условиях это крайне важный вопрос: главой государства поставлена задача по ускоренному импортозамещению дефицитного сырья.
Совершенствование законодательной и нормативной базы, снижение административных барьеров, создание благоприятной почвы для инвестиций в геологоразведку, масштабирование успешного опыта, подготовка кадров для отрасли – об этом делали свои доклады и вносили конкретные предложения участники экспертного совета – профильные министерства и ведомства, добывающие компании, вузы.
«Впервые за 26 лет актуализирован перечень номенклатуры стратегического сырья – он вырос с 29 до 55 пунктов. Сформирован перечень видов сырья, которые необходимы государству – это 17 позиций, и по пяти из них мы имеем 100-процентную зависимость. Соответственно, федеральные средства на эту номенклатуру получили приоритетный статус.
Наша страна по черным, цветным, редким и драгоценным металлам обеспечена геологическими запасами на десятилетия, и это наше конкурентное преимущество перед другими экономически развитыми странами. Одновременно мы понимаем, что затраты на геологоразведку будут расти: в поисках новых месторождений мы углубляемся в Арктику, на Дальний Восток.
Сейчас растет мировой спрос на металлы так называемой «новой экономики», например, лития, что диктует необходимость подготовки и реализации новых проектов, которые должны отвечать современным экономическим реалиям и быть рентабельными. Для них уже подготовлена почва, в том числе по налогам и льготам. Есть первые результаты. Так, из-за завышенных требований для двух крупнейших месторождений лития на Кольском полуострове не могли найти инвесторов: сейчас началась их разработка. Добыча здесь закроет существенную долю потребностей страны в литии.
В прошлом году мы приняли важный системный закон по отходам недропользования. В его реализации заложен большой потенциал, в том числе по сырью из дефицитной группы. Сейчас Минприроды готовит нормативную базу под этот закон – держим на контроле, планируем осенью встречу по результатам работы.
Показал свою эффективность заявительный порядок выдачи поисковых лицензий. Эксперимент мы начинали в Минприроды в 2019 году с отдельных территорий – в Арктике, на Дальнем Востоке и в Иркутской области. Теперь этот успешный опыт масштабирован на весь Сибирский федеральный округ. Большая работа проделана по снижению административных барьеров. По ряду направлений лицензионно-разрешительной деятельности сроки оформления снижены в разы, в том числе за счет
цифровизации» - отметил председатель Комитета Дмитрий Николаевич Кобылкин.
Комитетом будут учтены озвученные на экспертном совете предложения по дополнительной поддержке геологоразведочной отрасли.
28 июня Госдума приняла закон о мониторинге вечной мерзлоты
Система государственного фонового мониторинга состояния многолетней мерзлоты в полном объеме развернется до конца 2025 года и будет состоять из 140 наблюдательных пунктов на базе Росгидромета: от Кольского полуострова до Чукотки и до южной границы России в Туве и Алтайском крае. Это скважины глубиной до 30 метров с измерительным оборудованием и каналами связи с непрерывной автоматической фиксацией температуры мерзлоты на нескольких горизонтах. Также на базе Арктического и антарктического научно-исследовательского института будет создан единый центр сбора и обработки данных с информационным ресурсом, доступным всем заинтересованным организациям.
«Сегодня сделан очень важный шаг для обеспечения устойчивости развития арктических регионов и успешной реализации планов по освоению Арктической зоны России.
Многолетнемерзлые грунты занимают более 65% площади страны. Изменение их состояния создает риски для экономики, особенно в Арктической зоне, где 85% территории относится к областям сплошного распространения мерзлоты. Учеными выявлена практически повсеместная деградация криолитозоны с нарастающей динамикой: за последние пять лет скорость процессов возросла вдвое.
Перед системой мониторинга ставится задача своевременно фиксировать текущие изменения и анализировать их, способствовать оперативному принятию решений и предупреждать аварийные ситуации – в жилом и промышленном секторах», – отметил в своём выступлении председатель Комитета Дмитрий Николаевич Кобылкин.
Поправки к закону «О недрах» прекратят практику «спящих» лицензий на геологоразведку
12 июля соответствующий законопроект, внесенный Правительством РФ, Комитет рекомендовал к первому чтению.
На сегодняшний день срок лицензии на геологическое изучение недр составляет 5 лет. Для отдельных регионов и шельфа – 7 и 10 лет соответственно. Это значительные и достаточные сроки, но при этом по действующему законодательству предусмотрено продление лицензии для завершения работ. Этим пользуются некоторые недропользователи – геологоразведочные работы затягиваются, и появляются так называемые «спящие» лицензии: их владельцы продляют сроки, уплачивая незначительный платеж за пользование недрами.
С целью пресечения этой практики законопроектом предлагается после истечения планового срока лицензии кратно увеличить размер ставки для ее продления: первый год – в 2 раза, второй год – в 10 раз, третий и последующий годы – в 100 раз.
При этом предусмотрен механизм защиты для добросовестных недропользователей – если геологоразведка затянулась по объективным причинам производится вычет затрат на проведение работ.
Комитет считает целесообразным перенести сроки вступления в силу данного законопроекта в случае его принятия на 1 сентября 2024 года, а по углеводородному сырью на 1 сентября 2026 года – дополнительная финансовая нагрузка для компаний в условиях санкций нецелесообразна. Увеличение сроков геологоразведки может быть связано с дефицитом финансирования, с недоступностью технологий, и рядом других причин. Также необходимо установить механизм учета обстоятельств, которые препятствуют проведению работ на участке недр.
В ходе обсуждения законопроекта поступило предложение расширить его нормы и на общераспространенные полезные ископаемые. Минприроды идею поддержало и планирует представить свое видение вопроса ко второму чтению.
18 июля Комитет рекомендовал ко второму чтению законопроект по совершенствованию системы ликвидации объектов накопленного вреда
Сейчас в России находится порядка 2000 объектов накопленного вреда, подлежащих рекультивации и ликвидации. За ближайшие несколько лет привести в нормативное состояние каждый из них невозможно, поэтому поправки в ФЗ «Об охране окружающей среды» и ряд других законодательных актов устанавливают четкие правила, как оценивается объект, по каким критериям, и что является приоритетным. Также вводится дополнительная ответственность и передача полномочий регионам и муниципалитетам по выявлению соответствующих объектов.
Кратко о некоторых моментах законопроекта:
– организация работ муниципалитетами будет проводиться в пределах бюджетных ассигнований;
– устанавливаются критерии оценки объекта накопленного вреда;
– без положительного заключения Росприроднадзора ликвидация объекта проходить не будет;
– любые изменения и поправки подлежат дополнительной экологической экспертизе и общественным обсуждениям.
Также сегодня на заседании Комитета обсудили ситуацию на законсервированной угольной шахте в поселке Сангар в Якутии.
Эндогенный пожар здесь длится уже более 20 лет. Это влияет на проседание почвы, вечную мерзлоту и несёт угрозу обвала грунта на территории близлежащих домов. Долгое время вопрос не решается из-за отсутствия ответственных за этот участок.
Договорились, что ситуацию необходимо дополнительно проработать и предложить пути решения.
В России появится единая комплексная система мониторинга окружающей среды
19 июля Комитет рекомендовал соответствующий законопроект к рассмотрению Госдумой во втором и третьем чтениях.
Федеральная информационная система мониторинга окружающей среды будет внедрена во всех регионах России для осуществления контроля состояния выбросов и загрязнений и дальнейшего принятия мер по их устранению. Она включит в себя 16 подсистем, проводящих оценку состояния воздуха, воды и почвы. Также в режиме реального времени будет отображаться, что происходит на конкретной территории.
Ключевые моменты законопроекта в текущей редакции представил на заседании зампредседателя Комитета Александр Коган:
– главная задача такой системы – оценка состояния окружающей среды и прогнозирование;
– внесена информация, какие природопользователи являются пользователями системы;
– данные о состоянии окружающей среды будут передаваться в единую систему для принятия дальнейших мер по минимизации угроз;
– при наличии рисков органы муниципалитетов и региональной власти должны принимать решения и нести ответственность;
– Правительство наделяется полномочиями определения межведомственного взаимодействия.