ВЕСТИ ИЗ КОМИТЕТА

Аннотация

ВЕСТИ ИЗ КОМИТЕТА
Статистика 9
PDF RUS
Полный текст
Хроника законодательной работы 

11 марта 2022 г. Основной темой заседания Комитета стала подготовка ко второму чтению законопроекта «О соглашениях, заключаемых при осуществлении геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, и о внесении изменения в ФЗ «О недрах». 
Законопроект, внесенный Правительством РФ и принятый в первом чтении 20 января 2021 года, обрел особую актуальность в условиях санкций. 
«Мы ищем различные варианты поддержки стратегических отраслей, в том числе нефтедобывающей. И данный документ – один из них. Мы начали работу над ним ещё в прошлом году, и сейчас ускоряемся. Старые механизмы не позволяют привлекать иностранные инвестиции. Поэтому соглашения – выход из ситуации: зарубежные компании не входят в капитал, но участвуют в проекте через них. Предусмотренные законопроектом инструменты станут ключевыми для привлечения инвестиций в высокозатратные и технически сложные проекты в нефтегазовой отрасли, в том числе в Арктической зоне РФ», – отметил председатель Комитета Д.Н. Кобылкин. 
Основной задачей законопроекта является создание правовых условий для привлечения инвестиций в нефтегазовую отрасль и для реализации инвестиционных проектов на основе совместного осуществления компаниями деятельности по геологическому изучению, разведке и добыче углеводородного сырья. 
Интересам инвесторов, в том числе иностранных, а также интересам пользователей недр и операторов деятельности по геологоразведке и добыче соответствуют такие соглашения, в которых все стороны сообща совершают предусмотренные договором действия, преследуя общую цель – найти, разведать, добыть и разделить между собой природные ресурсы. Однако достижение этой цели в крайне малой степени зависит от усилий сторон. 
Предусмотренные российским законодательством договоры не учитывают рисковый характер таких экономических отношений и невозможность гарантирования каждой из сторон дохода или вознаграждения в определенном размере. Не подходит для этой цели также модель хозяйственного общества, использование которой связано с необходимостью внесения значительного вклада при создании компании и риском ее банкротства. 
В результате в подавляющем большинстве случаев договоры, содержащие условие о распределении между их сторонами добытого природного сырья, заключаются российскими компаниями по иностранному праву. 
Законопроект вводит две новые конструкции – соглашение о сервисных рисках и соглашение об управлении финансированием деятельности по разработке месторождений углеводородного сырья. Отношения сторон в этих конструкциях выстроены таким образом, чтобы обеспечить их активное взаимодействие при разработке месторождений, определить распределение между сторонами добытого сырья и ископаемых, а также гарантировать государству и третьим лицам ответственность за вред, который может быть причинен при осуществлении такой деятельности, и ответственность по сделкам. Соглашения позволят пользователям недр передавать инвесторам финансовые риски, связанных с отрицательным результатом совместной деятельности, ответственности (за исключением ответственности перед государством, которая сохраняется за пользователем недр в текущем объёме) и части экономических выгод (если таковые будут) от разработки углеводородных месторождений. 
Такие соглашения должны обеспечить возможность передачи инвесторам со стороны российских пользователей недр экономических рисков с сохранением за ними лицензии. Кроме того, у пользователей недр появится возможность без отзыва и выдачи новых лицензий передавать разработку отдельных залежей, требующих специфической компетенции, квалифицированному партнёру, или, наоборот, объединять операторство по двум лицензионным участкам в целях наиболее рациональной и рентабельной разработки ресурсов. 
Ожидаемый экономический эффект от введения в действие новых правовых конструкций состоит в увеличении налоговых поступлений за счёт вовлечения в разработку месторождений с высокой геологической неопределённостью и экономическими рисками (70% месторождений УВС в России), а также во внедрении новых технологий в разработку участков недр и в ускорении разработки запасов. 

24.03.2022 г. Комитет Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды и ОАО «Российские железные дороги» провели совместное выездное заседание 

Ему предшествовала презентация Главного центра управления РЖД с демонстрацией Единого комплекса по управлению деятельностью компании в области защиты окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности. 
На заседании гендиректор РЖД Олег Белозёров отметил, что сейчас идет работа над экологической стратегией компании до 2030 года с перспективой до 2035 года. При этом предусмотрена полная ликвидация объектов с накопленным ущербом. В настоящее время в РЖД действует трёхуровневая  
система управления природоохранной деятельностью, в основу которой заложены принципы производственного экологического контроля и мониторинга за состоянием окружающей среды. 
Один из вопросов совместного заседания – поправки в закон «О недрах», которые касаются предоставления РЖД на особых условиях права пользования участками недр местного значения при добыче общераспространенных полезных ископаемых для строительства и ремонта БАМа и Транссиба. Рассматриваемый законопроект призван сэкономить средства федерального бюджета, когда сторонние организации в безальтернативных условиях искусственно завышают цены на материалы. 
В документе также заложено, что лицензии РЖД будут выдаваться только под конкретные объекты, при этом госкомпания станет единым ответственным за все этапы эксплуатации месторождений – от добычи до рекультивации и консервации. Поэтому еще одной темой для обсуждения стала реализация механизма экологического контроля, в том числе за подрядчиками, осуществляющими работы по добыче общераспространенных полезных ископаемых для нужд РЖД. У компании на этот счет разработан четкий механизм, при соблюдении которого нарушения в сфере экологии должны быть исключены. 

01.04.2022 г. состоялось расширенное заседание Комитета Госдумы РФ по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды с участием министра природных ресурсов и экологии РФ А.А. Козлова 

Основная тема – отчет о работе Минприроды РФ в 2021 году и первоочередные меры по реализации государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в 2022 году. 
«Меры, призванные преодолеть санкционное давление, стали важной частью заседания. В большей степени они касаются корректировки сроков, но при этом Комитет отмечает, что ни у кого не должно складываться впечатления, что в новых условиях экологическая повестка перестает быть в приоритете. Несмотря на сложности, которые сегодня испытывает наша страна в связи с веденными санкциями, мы не меняем целевые показатели национального проекта «Экология». Нашими общими усилиями он должен быть реализован.» – заявил председатель Комитета Д.Н. Кобылкин. 
Приводим выдержки из выступления А.А. Козлова. 
В своем выступлении руководитель Минприроды РФ сообщил о результатах совместной работы с Минэкономики, Минфином и Минпромом по разработке мер поддержки недропользователей в связи с негативными изменениями в финансово-экономической сфере. Среди мер по импортозамещению принято решение на запрет вывоза за рубеж иностранного лабораторного оборудования. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 марта 2022 г. N 353, вводятся следующие меры поддержки: 
– допускается приостановление осуществления права пользования недрами сроком до 2 лет по заявке пользователя недр, направленной в орган, предоставивший лицензию; 
– срок устранения нарушений условий пользования недрами, предусмотренный в письменном уведомлении о допущенных нарушениях, выданном в соответствии с частью четвертой статьи 21 Закона Российской Федерации «О недрах» продлевается на один год; 
– допускается возможность продления сроком до 2 лет по заявкам пользователей недр сроков выполнения работ, связанных с пользованием недрами, предусмотренных лицензией на пользование недрами и (или) проектной документацией, предусмотренной статьями 23.2 и 36.1 Закона Российской Федерации «О недрах»; 
– приостанавливается течение предельных сроков подачи документов, связанных с получением права пользования недрами в целях разведки и добычи полезных ископаемых, а также подачи документов, вязанных с переоформлением лицензии на пользование недрами; 
– допускается по письменному уведомлению пользователей недр проведение работ по проектной документации, предусмотренной статьей 36.1 Закона Российской Федерации «О недрах», с превышением допустимых отклонений по объемам и видам работ от предусмотренных проектной документацией, без внесения изменений в проектную документацию; 
– допускается по письменному уведомлению пользователей недр отклонение фактической годовой добычи полезных ископаемых по месторождению от проектной величины, утвержденной в техническом проекте разработки месторождений полезных ископаемых, без внесения изменений в технический проект; 
– допускается проведение работ по проектной документации, предусмотренной статьей 36.1 Закона Российской Федерации «О недрах», с проведением выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, без установления сервитута на основании разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда. 
Снижается нагрузка на водопользователей за счет снижения индексации ставки за пользование водными объектами с 15 до 10%. Министерство планирует в 2022 году внедрение системы одного окна» для получения разрешительной документации недропользователями. Ведётся работа по актуализации стратегии развития отрасли до 2035 г. в отношении стратегических видов сырья. 
Министр особо отметил решение о ежегодном выделении Росгеологии по 4 миллиарда рублей на обновление основных фондов. 
Материал подготовил специальный корреспондент журнала в Госдуме РФ С.Е. Матвейчук 


АООН НАЭН и Губкинский университет заключили соглашение о сотрудничестве

28 марта 2022 года между Губкинским университетом, в лице ректора Виктора Мартынова, и Ассоциацией организаций в области недропользования «Национальная ассоциация по экспертизе недр», в лице директора Андрея Третьякова, подписано соглашение о всестороннем и комплексном сотрудничестве, включающем одну из важнейших задач АООН «НАЭН» – создание и реализация функционирования национальной системы рейтингов в недропользовании. 
Подписание данного соглашения является основой для создания регламентов оценки эффективности специалистов и компаний, занятых в процессе поиска, разведки и разработки месторождений углеводородного сырья и подземных вод. 
Привлечение профильного университета в части разработки системы оценки экспертов реализует создание наиболее расширенного перечня критериев, предоставляя возможность точно определять компетенцию специалистов и обеспечивать непредвзятость созданного рейтинга, повышая качество и объективность экспертиз в сфере недропользования на всей территории Российской Федерации.